Время пошло
Intel пообещала через 60 дней отобрать у AMD свои патенты
Среди производителей микросхем назревает самый крупный за последние несколько лет скандал. Корпорация Intel пригрозила своему главному конкуренту, AMD, отъемом лицензии на свои патенты. С большой вероятностью, без этой лицензии AMD не сможет производить Intel-совместимые процессоры.
Вражда Intel и AMD длится давно, она началась чуть ли не двадцать лет назад. В 1986 году Intel отобрала у AMD право на производство Intel-совместимых чипов для IBM. Последовало восьмилетнее разбирательство, в результате которого AMD вернули ее права. Тогда же, в 1994 году, AMD выиграла и другое, длившееся всего четыре года разбирательство с Intel. В 1997 году Intel попыталась засудить AMD за использование термина MMX. Так назывался набор инструкций процессора, облегчающих работу с мультимедиа. Стороны пошли на компромисс, AMD признала, что MMX - торговая марка Intel, а последняя разрешила использовать эту марку.
В двадцать первом веке AMD перешла в наступление. Сразу на нескольких рынках ведутся антимонопольные расследования в отношении Intel, инициированные ее конкурентом. На японском рынке Intel из-за этого уже пострадала. От американских властей также ничего хорошего ждать нельзя, а в Европе по офисам Intel уже прошли рейды - еврокомиссары всерьез принялись за производителя чипов.
Намеком на перемирие стало вступившее в силу в 2001 году соглашение, по условиям которого Intel и AMD предоставили друг другу право на использование процессорных патентов. В обмен стороны пообещали простить друг другу предыдущие прегрешения, а Intel разрешили проводить аудит объемов производства AMD, чтобы получать причитающиеся ей отчисления за использование патентов.
Хотя соглашение было конфиденциальным, его текст с небольшими изъятиями можно найти в Сети. Там, в частности, говорится, что соглашение распространяется на все дочерние предприятия компаний. Именно этот пункт и стал теперь поводом для конфликта.
AMD убыточна. Из квартала в квартал она рапортует о финансовых потерях. Так, в 2008 году чистый убыток превысил 3,1 миллиарда долларов при выручке в 5,8 миллиарда. В 2007 году выручка была почти такой же, а убыток составлял 3,4 миллиарда долларов.
Хуже того, доля рынка AMD сокращается. С третьего по четвертый квартал 2008 года она уменьшилась с 18,5 до 17,7 процента. Год назад AMD занимала 23,1 процента рынка.
Неудивительно, что менеджеры AMD всеми доступными им средствами пытаются найти выход из сложившейся ситуации и сократить издержки. Корпорация сменила гендиректора, продала свое мобильное подразделение, решила сократить девять процентов персонала и даже пошла на масштабную реструктуризацию. Последняя, как теперь выясняется, прибавит управляющим немало седых волос.
AMD решила выделить в отдельную компанию свое производство чипов и сконцентрироваться непосредственно на разработке микросхем. Одним выстрелом убивались сразу три зайца. Во-первых, в новое предприятие можно было позвать крупного инвестора без угрозы для основного бизнеса. Во-вторых, сокращались и оптимизировались расходы AMD. В-третьих, новая компания должна была зарабатывать на заказах не только AMD, но и других клиентов.
Инвестор был найден - крупнее не бывает. Им оказалась Advanced Technology Investment Co. (ATIC), полностью принадлежащая правительству эмирата Абу-Даби в ОАЭ. Стоимость совместного предприятия, открывшегося 2 марта 2009 года и названного Globalfoundries, составляет 4,3 миллиарда долларов. На Globalfoundries работает три тысячи человек. В ближайшие годы в предприятие будет инвестировано шесть миллиардов долларов.
Еще в октябре 2008 года Intel намекала на то, что у нее возникли вопросы к планируемому разделению AMD надвое. Главным из них, как выясняется, является статус совместного предприятия.
В марте Intel раскрыла карты: корпорация считает, что Globalfoundries не является дочерним предприятием AMD. Значит, AMD нарушила соглашение, передав права на патенты третьим лицам.
Лицензионное соглашение 2001 года дает специальное определение дочернего предприятия. Globalfoundries будет ″дочкой″ AMD, если корпорация внесла в предприятие 50 процентов активов, имеет пятидесятипроцентную долю участия в капитале, дающую право на принятие решений, а также может рассчитывать не менее чем на 30 процентов доходов и убытков СП.
Главный юрисконсульт AMD уже заявил, что позиция Intel очень слаба, так как 50 процентов голосов принадлежат его корпорации. Тут стоит отметить, что структура собственности в Globalfoundries далеко не так проста, чтобы ее однозначно можно было приложить к определению из соглашения. Дело в том, что контрольный пакет Globalfoundries принадлежит ATIC, то есть доля AMD там меньше 50 процентов. Правда, по уставу совладельцы Globalfoundries обладают одинаковыми правами при голосовании.
Спор очень серьезен. AMD пришлось сообщить о полученном от Intel письме в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Она категорически не согласна с позицией Intel, утверждая, что не нарушала соглашения. В то же время AMD предупреждает инвесторов о том, что на разрешение конфликта дано всего 60 дней.
AMD тут же вспомнила, что по условиям того же соглашения передавала Intel собственные патенты и пригрозила отобрать их. И хотя юристы обеих компаний уже начали переговоры, надеясь найти компромисс, похоже, ничего хорошего из этого не выйдет.